«Красный Бор» обсудили на круглом столе

14.09.2016

В Общественной палате Ленинградской области 13 сентября 2016 г. состоялся круглый стол: «Проблема рекультивации полигона «Красный Бор» и обеспечение общественного контроля».

Предпосылки для заседания

Поводом для встречи послужили обращения экоактивистов в Природоохранную прокуратуру, в Росприроднадзор, в Ростехнадзор, в Министерство природных ресурсов и экологии, в Администрацию Президента РФ, в ХЕЛКОМ по выявленным нарушениям на полигоне «Красный Бор».

В ходе рейда общественного контроля 26 августа 2016 г. было установлено, что на полигоне «Красный Бор» проводятся работы, которые могут нанести значительный вред окружающей среде, угрожают жизни и здоровью работников полигона и жителей прилегающих территорий, могут стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации, а также повлечь за собой кратное удорожание рекультивации полигона. В ходе рейда, который был совершен участниками Межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности СПб и ЛО, проводилась съемка на видеокамеру, а также посредством беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера).

За прошедшую неделю по обращениям экоактивистов Департаментом Росприронадзора по СЗФО было возбуждено несколько административных дел в отношении СПб ГУПП Полигон «Красный Бор». В частности, в рамках контрольных мероприятий Росприроднадзора по СЗФО подтвердилась информация, что СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» вырыты два новых котлована, в которые уже перемещена часть отходов. Данные мероприятия осуществлены без проекта и соответствующих инженерно-геологических изысканий.

Проблемы и вопросы круглого стола

На Круглом столе присутствовали представители Комитета по природным ресурсам и Комитета по государственному экологическому надзору Ленинградской области, представители общественных советов и организаций.

Приглашенные представители Природоохранной прокуратуры Ленинградской области, Росприроднадзора по СЗФО, представители Комитета по природопользованию, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга, в чьем ведении находится полигон, а также генеральный директор СПб ГУП Полигон «Красный Бор» не почтили круглый стол своим присутствием.

С докладами выступили:

  • Шевчук Юрий Сергеевич – заместитель председателя Комиссии по агропромышленному комплексу, предпринимательству и экологии Общественной палаты Ленинградской области;
  • Кваша Юрий Николаевич – член Общественного Экологического Совета при Губернаторе Ленинградской области, Глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области;
  • Маркова Виктория Эдуардовна – председатель Межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности СПб и ЛО;
  • Еремина Ольга Николаевна – бывший инженер-технолог полигона «Красный Бор», депутат МО Красноборское городское поселение;
  • Гордышевский Семен Михайлович – член Научно-технического экологического совета при Комитете по природопользованию, председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга;
  • Дверницкий Борис Георгиевич – член Научно-технического экологического совета при Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга.

  

Среди всеобщего возмущения были затронуты следующие темы:

  • Практика общественного контроля над производством работ на полигоне «Красный Бор»
  • Комплексное обследование территории полигона как необходимое исходное условие для проведения текущих работ и работ по рекультивации
  • Проблема соблюдения законодательства при производстве работ на полигоне «Красный Бор» и взаимодействие с органами государственного надзора
  • О наличии накопленного экологического ущерба от полигона «Красный Бор»
  • Обеспечение экологической безопасности полигона «Красный Бор»
  • О перспективах общественного контроля над работами по ликвидации накопленного экологического ущерба

  

Выяснились следующие дополнительные факты.

За деятельностью полигона не осуществляется никакой общественный контроль. В итоге активисты вынуждены использовать имеющиеся у них технические средства, в данном случае использовался квадрокоптер (дрон) с видеокамерой. Если бы активисты не предприняли таких действий, то никто так и не узнал бы о вопиющих нарушениях и угрозе безопасности на полигоне. Руководство полигона и Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга намеренно внушают жителям, что на полигоне ведутся плановые работы, и нет никакой угрозы безопасности, представляя озабоченность общественников политическим пиаром. Проведенные работы не соответствуют дорожным картам, разработанным летом 2016 года финнами и российской стороной для решения проблемы.

Новые котлованы (карты) глубиной 4-6 метров вырыты без каких-либо проектных изысканий фактически в песчанике – переносчике фильтрата из заполненных до краев старых карт. На видео новые карты можно отличить от старых по свежей обваловке (на старой растет трава): уже во время строительства они начали заполняться грунтовыми водами. Когда перелили часть отходов из 64 и 68 карт, то получилась следующая картина: зеркало открытых карт увеличилось на две новые карты, теперь их 7, количество жидких отходов увеличилось из-за грунтовых вод на объем этих карт, проницаемый слой почвы дополнительно загрязнен. Частично перемешалось содержимое 64 (органические пастообразные отходы) и 68 (органические нефтесодержащие отходы) карт. Дополнительно вычерпывается содержание бывших мазутных резервуаров (кессонов), перемешивается с грунтом и фактически размазывается по поверхности полигона. В ближайшем будущем все эти загрязнения попадут в грунтовые воды.

Внимание! Новые котлованы вырыты в местах захоронения отходов 1 и 2 класса опасности! Это в том числе: ртуть, цианиды, люминофоры – вещества, хорошо растворяющиеся в воде. В случае коррозии защитных оболочек (а такие отходы должны захораниваться в бочках) они могут попасть в Неву через грунтовые воды. Татьяна Нагорская уточнила, какова глубина захоронения: выяснилось, что этого никто не знает, так как документы утеряны.

Никто из сотрудников полигона не понимает, что происходит, и не осознает степень ответственности. Главное для работников – выполнить указания сверху.

Полигон до сих пор является ГУПом. Перевод в статус «учреждение» не произведен.

Научно-технический совет при Комитете по природопользованию Санкт-Петербурга является, очевидно, ширмой. Если бы членов Совета Б.Г. Дверницкого и С.М. Гордышевского спросили о возможностях таких работ или хотя бы поставили в известность, то нынешней ситуации можно было избежать.

В который раз была озвучена необходимость проведения комплексного исследования полигона, определения химического состава карт. Такие исследования, по мнению О.Н. Ереминой, необходимы даже для проведения текущих работ.

Б.Г. Дверницкий считает, что карты стали сообщающимися. Кроме того, на полигоне найдены тектонические зоны, о чем свидетельствует повышенное содержание радона под 64 картой. Поэтому вероятно движение грунтов, что еще больше приводит к их загрязнениям. Эксперт считает, что контроль со стороны общественности должен быть повышенный. Для изоляции тела полигона от подземных вод и препятствия выноса загрязняющих веществ в бассейн Невы Б.Г. Дверницкий считает необходимым построить в грунте вертикальную стену.

С.М. Гордышевский считает, что ситуация на полигоне соответствует уровню профессиональной подготовки руководства Комитета по природопользованию и полигона. Последствия непродуманных действий «профанов» во много раз превышают масштаб хищений денежных средств, считает эксперт. Комитет по природопользованию дезинформирует жителей, и только полный общественный контроль может являться залогом верных и взвешенных решений.

Представители Администрации ЛО Екатерина Викторовна Миклашевич (заместитель председателя Комитета государственного экологического надзора, начальник департамента государственного экологического надзора) и Мурашко Иван Иванович (начальник отдела мониторинга окружающей среды и экологической экспертизы, заместитель начальника департамента природных ресурсов) подчеркнули, что Комитеты и надзорные органы могут действовать только в рамках имеющихся полномочий. В то время как граждане на общественных началах не имеют столь узких границ и должны руководствоваться правом на благоприятную окружающую среду и на получение достоверной информации. Ленинградская область заинтересована в широком освещении проблемы и ликвидации нанесенного экологического ущерба.

Предложения по общественному контролю

У Общественной палаты ЛО есть полномочия по осуществлению общественного контроля. Было предложено использовать институт «общественных инспекторов», представителей общественности, которые смогут посещать полигон совместно с организациями государственного контроля, следить за исполнением условий контрактов и договоров с государственным финансированием, участвовать в разработке технических заданий проектов.

По итогам Круглого стола будет сформирована резолюция.
Участники предложили включить в резолюцию следующие пункты:

  • Заказчиком проекта рекультивации полигона должны стать федеральные ведомства: Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор России.
  • Необходимо комплексное исследование полигона и только после этого тщательная разработка проекта рекультивации.
  • Провести исследование прилегающих к полигону территорий на предмет экологического ущерба.
  • Инициировать оценку экологического ущерба Министерством природных ресурсов и Росприроднадзором.
  • Изменение формы собственности и статуса полигона из ГУП в Учреждение.
  • Заключение договора между Комитетом по природопользованию Петербурга, Общественной палатой и Общественным экологическим Советом ЛО для осуществления общественного контроля.
  • Общественной палате провести семинар и издать методические указания по методам общественного контроля.
  • Осуществлять контроль за обязательными разработками проектов и экспертиз всех планируемых работ.
  • Общественной палате ЛО задействовать при решении проблемы полигона институт «общественных инспекторов».

Отчет подготовила Татьяна Нагорская

 

 


БЛИЖАЙШАЯ АКЦИЯ