Заседание Комиссии по экологии ЗАКС

Дата публикации: 07.03.2016

Очередное заседание Комиссии по экологии ЗакС Санкт-Петербурга состоялось 16 февраля 2016 года. Из членов Комиссии на заседании присутствовали депутаты: В.П. Ложечко, В.Б. Ларионов, М.А. Шишкина, Т.Я. Захаренкова, А.Н. Кривенченко, А.О. Евстигнеева, Л.Ф. Седейкиене, И.В. Коровин. От движения «РазДельный Сбор» присутствовала Татьяна Нагорская.

Основным вопросом повестки был отчет Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга об организации и проблемах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2015 г. и задачах на 2016 г.

С докладом выступила начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления и инвестиционных проектов Комитета Виктория Анатольевна Белоусова (презентация доклада).

Основные тезисы доклада В.А. Белоусовой

Статистика образования ТКО в 2015 г. по данным администраций районов

Всего образовано около 9 млн. куб. м твердых коммунальных отходов (ТКО), из них:

  • в многоквартирном жилом фонде порядка 80%,
  • в результате деятельности предприятий, которые осуществляют ее в коммерческих и нежилых помещениях жилого фонда – 18%,
  • в частном жилищном фонде – 1%.

Низкий показатель связан с отсутствием в настоящее время обязанностей собственников заключать договоры на вывоз, но в новом законодательстве такие обязанности предусмотрены, и ситуация будет улучшаться.

В хозяйственный оборот возвращено не более 3% отходов. Цифра небольшая, так как туда попали данные от администраций и от заводов (МПБО-2 – прим Т.Н.). Но в то же время предприятия и крупные торговые сети самостоятельно организуют РСО и передают отходы в переработку. Активисты общественных организаций организуют акции по раздельному сбору отходов. Например, только Ассоциацией «РазДельный Сбор» за 2015 г. было собрано более 240 тонн вторсырья.

Одной из важнейших задач является предотвращение попадания опасных компонентов в общую массу ТКО. Деятельностью по раздельному сбору опасных отходов от населения занимается Комитет по природопользованию. В 2015 г. предотвращено попадание в ТКО более 188 тонн токсичных отходов.

Введение единого тарифа на переработку (речь о двух заводах МПБО-2 – прим Т.Н.) и захоронение обеспечило увеличение доли отходов, попадающих в переработку. (Под переработкой Виктория Анатольевна подразумевает обработку, сортировку, утилизацию и обезвреживание – прим Т.Н.).

Деятельность по рекультивации полигона «Новоселки» (ПТО-3)

В 2015 г. проведены:

  • общественные обсуждения в форме слушаний,
  • государственная экологическая экспертиза материалов проектной документации,
  • государственная экспертиза сметной документации проекта.

Далее следуют технический и биологический этапы рекультивации (3 и 4 года, соответственно). Строительство станции активной дегазации полигона запланировано на 2016-2017 гг. В настоящее время инвестором и Комитетом по тарифам проводится расчет ориентировочного тарифа на электроэнергию.

О планах Комитета на 2016 год

В целях реализации 458-ФЗ и государственной политики, направленной на развитие отрасли переработки отходов, в 2015 г. производилась работа по разграничению полномочий между Комитетами по благоустройству, природопользованию, Комитетом по тарифам и Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Работы по разграничению будут завершены в 2016 г.

В планах Комитета – разработка Территориальной схемы по обращению с отходами, Региональной целевой программы и выбор регионального оператора. В данный момент регламентирующие разработку подзаконные нормативно-правовые акты отсутствуют, так как получили отрицательные заключения оценки регулирующего воздействия и отправлены на доработку.

Для разработки Территориальной схемы создана рабочая группа. После первых установочных заседаний запланировано взаимодействие с представителями общественности и участниками сферы обращения с ТКО. В целях взаимовыгодного взаимодействия субъектов в группу включены представители Ленобласти. В настоящий момент осуществляется сбор исходных данных.

Предложения Комитета по благоустройству

Комитет просит Комиссию обратиться к губернаторам двух субъектов федерации с просьбой организации взаимодействия при разработке Территориальной схемы. А также подготовить проект обращения ЗакС Санкт-Петербурга к федеральным органам исполнительной власти о предоставлении актуальной информации, касающейся сроков принятия федеральных подзаконных актов в развитие положений 458-ФЗ, поскольку на сегодняшний день именно отсутствие нормативных актов в сфере обращения с отходами и реализации требований 458-ФЗ сдерживает деятельность Комитета в этом направлении.

Обсуждение доклада и вопросы

Нужно заметить, что Комитет ответственно подошел к отчету и делегировал на заседание сразу нескольких специалистов: кроме Виктории Анатольевны, на вопросы отвечали начальник юридического отдела Кирилл Анатольевич Пащенко, начальник отдела благоустройства Александр Вячеславович Слуцкий, заместитель председателя Комитета Александр Сергеевич Ершов.

Вопросы депутатов

Вопросы задавали: Ложечко В.П., Седейкиене Л.Ф., Кривенченко А.Н., Ларионов В.Б., Захаренкова Т.Я.

В.Б. Ларионов задал вопрос, успешен ли эксперимент, проводимый в целях принудить управляющие компании к прямым договорам на вывоз отходов.
А.В. Слуцкий: эксперимент, проводимый в 2014 г. в трех районах, признан удачным и был продлен на 2015 г. Такая практика дала хорошие результаты, в рамках эксперимента проходит подготовка к работе с региональным оператором.

А.Н. Кривенченко: На какие полигоны сейчас вывозят ТКО?
В.А. Белоусова: На полигоны, которые включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
А.В. Слуцкий: У нас есть два полигона – организации коммунального комплекса: это ПТО-3 «Новоселки» и «Новый свет – ЭКО». Тарифы размещения на этих полигонах установлены Комитетом по тарифам. Все остальные объекты, принимающие отходы от Петербурга, не являются организациями коммунального комплекса и работают с перевозчиками напрямую по своим тарифам. Самые крупные из них: Лепсари, Северная Самарка.

А.Н. Кривенченко: На каком принципе основана дегазация?
В.А. Белоусова: В тело полигона укладываются перфорированные трубы, и применяется активная дегазация, т.е. используется повышенное давление. Часть полученной электроэнергии будет использоваться для полигона, часть – для продажи.

Т.Я. Захаренкова: В настоящий момент уже проводятся работы по дегазации? Когда будет использоваться полученный газ?
В.А. Белоусова: В настоящий момент происходит оформление земельного участка. Как только определимся с землей, сразу же начнутся работы. Дегазация заработает ориентировочно в 2016-2017 гг.

Т.Я. Захаренкова: Есть ли в планах Комитета разработка программы, чтобы мы уже подошли к раздельному сбору ТБО, чтобы в перспективе минимизировать полигоны? Что делается в стенах Комитета в этом направлении?
В.А. Белоусова: Это и есть государственная политика по обращению с отходами: максимальное использование, предотвращение образования, снижение класса опасности. Федеральные органы власти обязывают регионы разрабатывать схемы и программы, дают право определять региональным органам, будет РСО или нет. Но этого, конечно, общественники нам не дадут! Тем не менее, должен быть обязательно комплексный подход. В любом случае полигоны необходимы, так как сейчас мы не можем переработать все.
А.С. Ершов: Что было предпринято Комитетом в 2015 г.: мы находимся в тесном взаимодействии с общественными организациями и представителями компаний-переработчиков вторсырья. На площадке комитета было проведено несколько встреч. На данном этапе население через общественные организации инициирует проекты РСО. Так осуществляются пилотные проекты: пос. Лисий Нос, жилые комплексы, другие проекты. В планах – увеличивать объемы извлечения вторичного сырья. К сожалению, в настоящий момент нет системы подачи данных о собранных вторичных ресурсах. Ни компании-заготовители, ни общественные организации не обязаны предоставлять Комитету информацию, поэтому мы планируем договариваться, как освещать процесс.

Л.Ф. Седейкиене: Выделены деньги на ремонт площадок. Почему так медленно идет работа?
В.А. Белоусова: В Комитете этой работой занимается один человек. Он еженедельно во вторник и четверг выезжает, фотографирует. В настоящий момент проведена еще только половина работы.

В.П. Ложечко: А размещение – это разве не полигон? Переработка 19,5% – это что за переработка? 2,6% – вторсырье, а 0,02% – селектива, это минуя волонтеров вот «РазДельного Сбора», это без активистов?
В.А. Белоусова: Размещение – это хранение и захоронение. Размещение – это на полигон.
В.П. Ложечко: Ну, тогда так и говорите. Что есть переработка?
В.А. Белоусова: В моем докладе переработка – это и сортировка, и обезвреживание.
В.П. Ложечко: Но что вы получаете в результате такой переработки?
В.А. Белоусова: В результате мы получаем компост, который используем в соответствии с техрегламентом для изоляции слоев на полигоне.

В.П. Ложечко: В 2012 г. была принята РЦП (Региональная целевая программа) до 2020 г. Мы про нее забыли? Где у нас новые заводы, где новые полигоны Север – Юг?
К.А. Пащенко: РЦП – это не что иное как наша бюджетная программа, которая уже принята как целевая программа по благоустройству и охране окружающей среды. Эта принятая программа поглощает Региональную целевую программу. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства мероприятия могут попасть в программу только тогда, когда есть бюджетное финансирование. Причем только те мероприятия, на которые выделены бюджетные средства. Со временем программа меняется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, поэтому никакой отдельной целевой программы не будет. Но Комитету, как органу исполнительной власти, ничто не мешает разработать и принять программу, которая определяет принципиальные пути развития.

В.П. Ложечко: Аналогичная ситуация с законом Санкт-Петербурга об отходах. Закон необходимо разрабатывать, а потом, если будет необходимость, подправить.
К.А. Пащенко: Я видел три заключения на подобные проекты. Закон может и должен обозначить только принципиальные подходы. Как, например, установление принципов раздельного сбора отходов. Мое глубокое убеждение, что закон все равно будет носить несколько рамочный характер и содержать лишь основные принципы реализации государственной политики.

Из остальных присутствующих удалось задать вопросы только Татьяне Нагорской, да и то, к сожалению, не все.

Т.П. Нагорская: Есть ли лицензия на размещение у полигона «Новоселки», и где ее можно увидеть?
В.А. Белоусова: Завод является самым ответственным игроком и ведет данную работу.
В.П. Ложечко: Речь идет о полигоне. Если нет лицензии, так и скажите.
В.А. Белоусова: На сегодня завод получил лицензию на обезвреживание. На полигоне принимаются отходы 5 класса опасности.

После нескольких реплик депутатов В.А. Белоусова согласилась, что у полигона нет лицензии на размещение отходов, для которых лицензия является обязательной.

Справка Т.Н.: Прилагаем решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2015 г., которым признано, что «прекращение предприятием обязанностей по размещению отходов I-IV класса опасности в связи с отсутствием лицензии может повлечь наступление еще более неблагоприятных последствий, вызванных угрозой экологического загрязнения территории города и к существенному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
Суд усмотрел отсутствие вины в действиях, предполагающих наличие лицензии, но в отсутствие таковой.

В ближайшее время движение «РазДельный Сбор» инициирует запрос, чтобы прояснить ситуацию.

Т.П. Нагорская: Каково состояние проекта по модернизации завода МПБО-2 на Волхонке? Что с концессионным соглашением, прошла ли государственная экспертиза проекта, что будет с теми отходами, которые сейчас везут на МПБО-2, когда начнется модернизация?
В.А. Белоусова: Концепция проекта получила положительное заключение межведомственной комиссии, теперь необходимо разработать конкурсную документацию, чтобы начать поиски инвестора. Но работы в этом направлении пока не проводятся.

Состояние проекта то же, что было в конце 2014 г.

Т.П. Нагорская: Вопрос о судьбе информационной системы ГИС «ООПП», на которую было потрачено более 20 млн рублей. В настоящее время учет отходов неудовлетворительный. В преддверии введения дифференцированного тарифа на вывоз отходов необходимо задуматься над совершенствованием системы учета, которой фактически нет. Также необходимо переходить на учет отходов не по объему, а по массе. Какова судьба ГИС «ООПП»?
К.А. Пащенко: Вопрос касается правильности учета количества отходов и имеются претензии к Комитету, что не налажена четкая система учета поступающих отходов, как я понимаю.
На настоящий момент существует Региональный кадастр отходов, который обязан вести исполнительный орган государственной власти. Но юридические лица не обязаны подавать информацию (данные) в Региональный кадастр отходов. Об этом все знают. Раз никто не обязан давать эту информацию, то нет никакой юридической ответственности за достоверность этой информации, данных, которые те или иные юридические лица направляют в кадастр.
Комитет может только просить администрации районов города направлять информацию.
Сейчас 209-ФЗ (Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» – прим Т.Н.) введена новая система учета ГИС ЖКХ. В эту систем юридические лица обязаны подавать информацию. За непредоставление или недостоверные сведения лицо несет ответственность, предусмотренную кодексом административных правонарушений.

Комитет предлагает совместно с Комиссией выдвинуть законодательную инициативу о включении в ГИС ЖКХ части, которая касается образователей ТКО.

Итоги заседания

Комиссия проголосовала за решение подготовить проект Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко» с просьбой принять срочные меры в сфере организации обращения со всеми видами отходов. Также решено назначить проведение депутатских слушаний по концепции проекта закона СПб об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге на апрель 2016 года.

Официальный отчет о заседании на сайте Законодательного Собрания

Отчет подготовила: Татьяна Нагорская

  

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.