Сжигание топлива Топал-1:
бизнес vs. экологическая безопасность

12.02.2016

Планы по сжиганию мусора уже не удастся оставить в тени. В шести сельских поселениях Лужского района Ленобласти хотят построить котельные, работающие на твердом топливе из мусора Топал-1, производимом ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс».

В конце января представители движения «РазДельный Сбор» предложили членам Экологического совета при губернаторе ЛО обсудить сомнительное начинание с изучением всех экологических и экономических его обоснований.

В ответ на это Комитетом по ТЭК ЛО (точнее, ГКУ ЦЭПЭ ЛО) 5 февраля 2016 года была организована экскурсия на предприятие по производству твердого топлива Топал-1 (сортировочный комплекс на ул. Старообрядческая, д. 9 в Петербурге) и последующий за ней круглый стол.

В последний момент выяснилось, что депутаты сельских поселений, где планируется строительство котельных, будут осматривать производство отдельно от остальных, а на круглый стол их и вовсе не допустят. Туда же был «заказан» вход и прессе, для которой Комитету, якобы, не удалось согласовать разрешение на съемку. При этом все остальные участники экскурсии запросто делали фотографии, вели видео и аудиозаписи. Анатолию Канюкову, пригласившему общественность, представители Комитета в телефонном разговоре пообещали провести отдельную пресс-конференцию для всех желающих, но затем, на круглом столе, и от этих обещаний отказались.

Экскурсия на сортировочный комплекс

Сама экскурсия проходила в обычном режиме, если не считать того, что экскурсантов сопровождали лично руководители холдинга ООО «Ресурсосбережение»: генеральный директор ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» Язев Анатолий Владимирович, Колычев Николай Анатольевич, главный технолог Аверьянова Надежда Александровна и другие.

Мы неоднократно рассказывали о таких экскурсиях (один из репортажей). С тех пор практически ничего не изменилось.

Процесс сортировки имеет следующие стадии:

  • Сначала твердые коммунальные отходы, привезенные мусоровозами с компактором, который сжимает массу ТКО, попадают в разрыватель пакетов, происходит некоторое измельчение и перемешивание.
  • Затем следует магнитный сепаратор, где извлекается черный металл.
  • Далее отходы поступают на динамическое (кулачковое) сито, где все, что меньше восьми сантиметров, проваливается вниз и отсеивается (сюда попадает основная часть органики, мелкий пластик, основная часть стекла, которое разбилось еще в мусоровозе или на предыдущих стадиях сортировки). Из этого отсева после частичного обезвреживания будет произведен так называемый «техногрунт», который компания использует для пересыпания слоев принадлежащей ей свалки «Новый Свет – ЭКО».
  • На следующем этапе отходы попадают в цех оптической, баллистической и ручной сортировки. Вся оставшаяся масса должна разделяться по типам плоский/объемный, пластик/бумага. Из отходов извлекаются полезные компоненты для переработки. Это ПЭТ, алюминиевые банки, картон.
  • И в конце должно отделяться то, что пойдет в топливо РДФ (Топал-1). Туда должны попасть: смесь пластмасс, бумаги, картона, текстиля, а также включения кожи, резины и древесины. Технологи стараются не допустить попадания в топливо хлорсодержащих пластмасс.
  • Все, что остается после такой сортировки, образует «хвосты» и идет на захоронение.

Показательная демонстрация автоматических оптических сепараторов выглядела сомнительно. Анатолий Владимирович вместе со всей командой наперебой нахваливал возможности установок, как они отличают один материал от другого, как на выходе оказывается только то, что является наиболее безопасным, как система управляется с помощью удаленного компьютера, что туда никак не могут попасть ни ртуть, ни лекарства, ничего опасного, на взгляд самого Анатолия Владимировича, в то время как по конвейеру ползли отходы, явно плохо рассортированные.

Круглый стол в ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс»

На мероприятии, проходящем в формате круглого стола, присутствовали:

  • Язев Анатолий Владимирович, генеральный директор ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс»;
  • Колычев Николай Анатольевич, заместитель Генерального директора;
  • Язев Константин Анатольевич, генеральный директор ООО «Новый Свет – Эко»;
  • Аверьянова Надежда Александровна, главный технолог производства топлива;
  • Михеева Алена Юрьевна, ведущий специалист ВНИИМ им. Менделеева;
  • Колычев Илья Николаевич, генеральный директор ООО «Ресурсосбережение»;
  • Бычихин Юрий Викторович, представитель предприятия «Балткотломаш», разработавшего котел для сжигания топлива Топал-1;
  • Людмила Пономаренко, Анна Терентьева, представители общественности из Лужского района (общественное движение «Чистая Луга»);
  • Кваша Юрий Николаевич, глава МО «Поселок им.Тельмана»;
  • Анатолий Канюков, «Красивая Ленобласть»;
  • Анна Гаркуша и Татьяна Нагорская, представители движения «РазДельный Сбор»;
  • Юлия Дальская, «Санкт-Петербургские ведомости»;
  • Устинов Олег Владимирович, Комитет по ТЭК ЛО (ГКУ ЦЭПЭ ЛО)
  • и другие.

В качестве экспертов выступали:

  • Гордышевский Семен Михайлович, председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб, Председатель правления НП «Экологический союз»,
  • Самохина Ирина Николаевна, генеральный директор НПЭК «Ленхиммаш».

Встреча проходила в дружеской обстановке, несмотря на острые вопросы и обтекаемые ответы. Этому во многом способствовал сам Анатолий Владимирович, модерируя диалог со всей своей непосредственностью, а также горячий чай, кофе и бутерброды, гостеприимно предложенные уставшим и замерзшим экскурсантам.

Разговор получился долгим, всем дали высказаться, обещали подготовить ответы на поставленные вопросы, убеждали, что экологическое благополучие людей всегда ставится на первое место и т.п.

Попытки обоснования выбора топлива

В общем и целом мы услышали следующее.

Котел, на котором проводилось испытание Топал-1, изначально был разработан для прямого сжигания. Но затея не удалась, так как стекло спекалось и забивало котел, поэтому на первой стадии применили пиролизную газификацию. Далее горению подвергается уже пиролизный газ. Замеры, сделанные во время испытаний, показали, что выбросы вредных веществ сразу после сгорания превышают ПДК почти в два раза, а после фильтрации отходящих газов системой очистки находились в пределах нормы. Испытания проходили на тестовой установке на территории «Балткотломаш» в Санкт-Петербурге.

Само топливо Топал-1 пока еще имеет только ТУ, а на получение ГОСТа документы поданы совсем недавно.

По утверждению А.В. Язева, никаких технико-экономических обоснований проекта пока не разрабатывалось, потому что нет четкого понимания, насколько экологически безопасным он будет. В то же время представитель Комитета по ТЭК ЛО Олег Устинов озвучил тот факт, что уже подана заявка в федеральный Фонд реформации ЖКХ на получение денег из госбюджета в размере 440 млн. рублей.

Неоднократно поднималась тема сравнительного анализа по экономическим и экологическим показателям для разных видов топлива (природного газа, торфа, угля и Топал-1). Оказалось, что сравнению подвергались только уголь и мусорное топливо.

Аргументы отказа от газификации в устах О.В. Устинова выглядели и вовсе смешно: да, котельные на газу гораздо выгоднее, но «хитрый» Газпром сейчас подсадит лужан на «газовую иглу», а через пять лет взвинтит цены на газ, и будет это дороже, чем уголь!

Пока общественности и экспертам «заговаривают» зубы, Комитет по ТЭК все-таки готовит разработку проекта и при этом так уверенно рассуждает о будущем, что не остается сомнений: ТЭК уже все для себя решил, не дожидаясь рассмотрения экологической безопасности проекта и самого топлива. О.В. Устинов утверждает, что на государственную экологическую экспертизу они обязательно выйдут, а вот ОВОС разрабатывать не обязаны, но сделают это только в качестве доброй воли – для успокоения местного населения.

С.М. Гордышевский в своем заключительном слове подвел итоги заседания. Эксперт отметил положительную тенденцию к открытости разработчиков проекта по производству топлива и котельных для экологической общественности, заявленные приоритеты безопасности окружающей среды и здоровья населения. Семен Михайлович затронул болезненную тему первенства Санкт-Петербурга по статистике вновь выявленных новообразований и врожденных аномалий в России, при значительно лучших, в сравнении с Петербургом, показателях у Ленинградской области. Призвал не допустить загрязнения пока еще чистого в целом региона. Исследования технологий, европейского опыта, предотвращения ущерба должны быть  объективными и в случае неподтверждения безопасности технологий, разработчикам придется отказаться от проекта.

Сам Анатолий Владимирович Язев соглашался на все предложенные анализы и экспертизы (видимо, когда-то потом), подкреплял свои слова напоминаниями, что еще и рабочая группа Экологического совета при А.Ю.Дрозденко будет рассматривать и изучать проект.

Что стоит за шестью котельными в Лужском районе

За всеми этими согласительными жестами и обещаниями удалось расслышать следующее. Крупнейшие мусоровывозящие компании Санкт-Петербурга готовы объединиться с «Автопарк №1 «Спецтранс» и поддержать технологию сортировки смешанных отходов с последующим производством твердого топлива Топал-1. Если это случится, то город сможет производить до 400 тысяч тонн такого топлива в год. А.В. Язев не скрывает также, что в его планах охватить подобными проектами всю Россию.

В настоящее время, когда еще не утвержден вектор на развитие раздельного сбора и переработки отходов, столь масштабное производство топлива из мусора очевидно нанесет урон зарождающемуся РСО.

В тоже время в 89-ФЗ обозначен приоритет предотвращения образования и снижения класса опасности отходов в местах образования (РСО), по которым не предпринято пока сколь бы то ни было серьезных мер и программ. Таким образом, возможности развития этих направлений не только не исчерпаны, но даже пока и не обдуманы, поэтому поддержка деятельности по развитию производства топлива из мусора является со стороны государственных органов противозаконной.

Не секрет, что коммерческие интересы таких компаний как «Автопарк №1 «Спецтранс» состоят в сохранении и приумножении количества смешанных ТКО, при сохранении морфологического состава последних. Очевидно, что развитие раздельного сбора отходов противоречит интересам компании. 20-25% от ТКО, которые компания планирует превратить в топливо, содержит практически весь пластик, находящийся в составе ТКО сейчас (по принятой статистике в Санкт-Петербурге пластики составляют 15% ТКО).

Топливу нужны будут рынки сбыта. Анатолий Владимирович вообще не интересуется нуждами жителей Лужского района. Для него это просто пилотный проект. Обкатав схему на нескольких маленьких котельных (для которых даже не предусмотрена процедура ОВОС из-за малой мощности), «Автопарк №1 «Спецтранс» будет иметь прецедент и основания для распространения своих идей, технологий и интересов.

В настоящее время рабочая группа, созданная по решению Экологического совета при Губернаторе Ленобласти, начала свою работу по изучению технико-экономических и экологический параметров проекта. Направлены письма с запросами о предоставлении дополнительных материалов по техническому соответствию самого топлива и оборудования для сжигания заявленным условиям, результатов химических испытаний технологии сжигания, технико-экономических обоснований, с учетом которых чиновники могут сделать выбор в пользу мусорного топлива при наличии других видов топлива.

Отчет подготовили: Анна Гаркуша, Татьяна Нагорская

   

   

   

   


БЛИЖАЙШАЯ АКЦИЯ