Заседание комиссии по «Красному Бору»

Дата публикации: 16.12.2015

Первое заседание межведомственной комиссии по ситуации с ГУПП «Полигон «Красный Бор», в которую был преобразован оперативный штаб, состоялось 16 декабря 2015 года в Комитете по природопользованию Санкт-Петербурга.

На заседании присутствовали депутаты Законодательного Собрания Киселева Е.Ю. и Ложечко В.П., сотрудники Комитета, Полигона, надзорных органов, представители экспертного и научного сообщества, общественности (в том числе от движения «РазДельный Сбор» в работе принимала участие Татьяна Нагорская). Вел заседание И.А. Григорьев, недавно вступивший в должность председателя Комитета по природопользованию.

Накануне заседания, 15 декабря, судом Тосненского района Ленинградской области было принято решение по иску Росприроднадзора и Комитета по экологической безопасности ЛО против ГУПП «Полигон «Красный Бор» о полном запрете на прием отходов. В отличие от прошлых нескольких решений по приостановлению деятельности по приему отходов на 90 суток, когда работа могла быть возобновлена после устранения нарушений и выполнения предписаний, на сей раз это полный запрет, который является бессрочным.

Ситуация на Полигоне практически чрезвычайная. Из доклада директора Полигона Колядова Виктора Николаевича и последующего обсуждения самыми важными представляются следующие проблемы.

Катастрофическая финансовая ситуация

Полигон имеет задолженность в размере более 95 млн. рублей. Долг состоит из нескольких крупных сумм, которые Полигон задолжал нескольким ГУППам: «Водоканал» – 53 млн., «Пиларн» – 10 млн. и др. Кроме этих крупных кредиторов, остается долг порядка 30 млн. рублей более 230 компаниям. Долг постоянно и быстро увеличивается, так как уволенным сотрудникам не выплатили заработную плату, и они обратились с жалобами в суд.

Наверняка ГУППы не станут давить на Полигон и требовать долг немедленно, но это практически никак не спасет ситуацию, так как долг другим все равно крайне велик. Это фактически означает, что в любой момент счета предприятия могут быть заморожены, арестовано имущество, документы, и Полигон не сможет получать субсидии и вести какую-либо деятельность.

Штатное расписание предприятия составлено на 51 сотрудника. Однако сейчас работает лишь 24 человека, которым опять нечем платить крайне низкую заработную плату. Нельзя ни в коем случае допустить потери этих сотрудников, которые предпринимают сейчас героические усилия по предотвращению экологической катастрофы.

Заметим, что Полигон почти два года не принимает отходы, а именно прием являлся единственной статьей дохода предприятия. То, что происходит с предприятием сейчас, является результатом преступных действий и преступного бездействия бывшего руководства Полигона и Комитета по Природопользованию, в ведении которого находится предприятие.

Представители Комитета и депутаты настолько не хотели верить в бессрочный, а не временный запрет на прием отходов Полигоном, что потребовалось разъяснение Начальника отдела экологического контроля Департамента Росприроднадзора по СЗФО Бобровой Натальи Александровны, которая в очередной раз подтвердила решение суда.

На всех прошлых заседаниях неоднократно поднимался вопрос об изменении юридической формы предприятия на учреждение, что позволило бы финансировать работу полигона, выплачивать сотрудникам заработную плату, а также проводить необходимые ОКР и НИР (опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы). Тем не менее, никаких действий в этом направлении так и не было предпринято. На очередной вопрос в ходе текущей встречи от руководства Комитета прозвучал ответ: «мы думаем над этим», поэтому представители общественности были вынуждены действовать более решительно. В результате комиссия постановила до конца года направить прошение Губернатору Санкт-Петербурга об изменении статуса Полигона.

Чрезвычайная ситуация по проблемам обводненности

Одной из причин чрезвычайной ситуации является переполнение карт Полигона, допущенное предыдущим управлением. В частности были произведены работы по повышению уровня обваловки в целях продолжения приема отходов. В результате чего имеется загрязнение вод за счет дренирования из открытых и закрытых карт в водные объекты, так как водоупорными свойствами обладают только расположенные под уровнем поверхности кембрийские глины, но не обваловка, выполненная из не подходящих по свойствам материалов.

Из тела полигона загрязняющие вещества дренируют в обводной канал; в итоге сбрасывание из обводного канала в магистральный нельзя производить без очистки. Кроме того, как прозвучало на заседании (с таким заявлением выступил П.Н. Сухонин), на Полигоне существует целая схема незаконных систем дренажа с выводом за Полигон, которая представляет собой специально закопанные трубы. Виктор Николаевич подтвердил существование такой системы. Он с сотрудниками обнаружил ее и остановил незаконные сбросы загрязняющих веществ, то есть ранее происходило дренирование из карт прямо в лес.

Все эти факты говорят о следующем. Ранее воды с полигона сливались нелегально. Сейчас прекращен весь несанкционированный сброс с территории полигона, что также подтвердил представитель Росприроднадзора. Это привело к тому, что теперь вода на территории полигона накапливается быстрее, чем раньше. Уровень в картах подошел к таким высоким отметкам, что в любой момент может начаться перелив.

Полигоном создана комиссия по ликвидации угрозы чрезвычайной ситуации, куда вошли представители администрации Тосненского района, МЧС и общественности. Поставлены в известность надзорные органы.
На полигоне запущены очистные сооружения. Это позволит осуществлять очистку предназначенных к сбросу вод. Однако работа очистных сооружений пока не устойчива. Неизвестно, насколько быстро будет израсходован ресурс фильтров сооружений и другие параметры работы.
Для оперативного анализа стоков и воздуха на Полигоне запланировано развернуть лабораторию. В течение нескольких дней ГУПП «Минерал» должен предоставить предложения по дооснащению лаборатории, предназначенной для города, и планов по расширению аккредитации на дополнительные вещества.

Необходимо как можно скорее снизить уровень нескольких карт более чем на 50 см.

Если понизить уровень открытых карт до уровня глины, есть вероятность прекращения дренирования из них опасных веществ в водные объекты. Но вторая причина загрязнения все равно останется, так как дренирование происходит, в том числе, из уже закрытых карт. В любом случае водные объекты Полигона, даже те, которые были предназначены для дождевой воды и могли бы сбрасывать излишки, не могут сейчас считаться чистыми, и вся вода перед сбросом должна проходить очистку.

Для понижения уровня карт рассматривается несколько возможных методов:

  • плазменная установка, разработанная Томским политехническим университетом;
  • фотохимический реактор в двух исполнениях: один – аналог реактора в г. Советск (Калининградская обл.) и второй – более мощный;
  • модульная разработка томских ученых, основанная на поэтапном обезвреживании компонентов смешанных органических нефтесодержащих отходов, включающая последовательно более пяти различных технологий разделения и нейтрализации.

Экспериментальный образец последней уже сейчас в полуразрушенном состоянии находится на Полигоне (несколько лет назад его испытывали). В ближайшее время сотрудники вместе с разработчиками проверят возможность ремонта и доработки установки.

Кроме этих установок, П.Н. Сухонин предложил использовать установку, разработанную в ВоенМехе и сейчас проходящую тестирование, которая основана на принципах работы ракетных двигателей.

Отчет подготовила: Татьяна Нагорская

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация, мы работаем благодаря вашей поддержке. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь.