Расширенная ответственность производителя

Автор: Нагорская Татьяна
Опубликовано: 23.12.2016

Одним из отличий новой системы обращения с отходами стал введенный 458-ФЗ институт Расширенной ответственности производителя (РОП). 458-ФЗ ввел в конце 2014 года поправки в федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления».

В 89-ФЗ написано:

статья 24.2:
1. Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

2. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации...
3. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
4.1. Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
7. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
8. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

статья 24.5 п. 3:
3. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Вот отличный пункт:
7. В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Комментарий:
Таким образом производитель должен задуматься о том, чтобы собирать и перерабатывать свою упаковку или продукцию. Иначе ему придется заплатить экологический сбор.

Институт РОП является движущей силой раздельного сбора отходов (РСО) и переработки в развитых странах. Например, именно Ассоциации производителей договариваются и внедряют такой мощный инструмент, как Залоговая стоимость тары (ЗСТ), который используется для того, чтобы потребитель не только не выбросил тару в смешанные отходы, но и самостоятельно принес тару в пункты сбора, обычно располагающиеся в магазинах.

Деятельность организаций, которые организуют систему залога, законодательно регулируется. В таких странах как Финляндия, Норвегия, Дания и др., законодательно закреплены требования к таким организациям и их деятельности. Как только закон принят, реализовать РОП с помощью системы ЗСТ становится проще. Однако ЗСТ действует далеко не во всех европейских странах. Это просто один из механизмов РОП. Примером организации РОП может служить объединение Expra.

Далее вышли:

1. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2015 года N 1886-р [Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств]

2. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2015 года N 2491-р [Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров]

Где, например, есть группа N 21 «Стекло полое».
Сюда относятся стеклянные бутылки и банки. Для них норматив по годам 2015 – 0%, 2016 – 10%, 2017 год – 15%.
Группа N 17 «Изделия пластмассовые упаковочные», где для пластиковых бутылок 0%, 5%, 10%.
Банки алюминиевые тоже есть. Группа N 23 «Тара металлическая легкая».

3. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 года N 1342 [Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров]

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года N 1520 [О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров]

Единая государственная информационная система (ЕГИС) учета отходов от использования товаров содержит в себе все те пункты, которые должен заполнить производитель, который решил реализовать свою РОП. Например, все адреса и характеристики мест сбора, акты об утилизации и другое.

5. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 года N 284 [Об установлении ставок экологического сбора]

6. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 года N 488 [Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора]

И некоторые другие акты.

Комментарий:

ЕГИС долго не запускали, но теперь она, вроде, работает.

Считается, что для того, чтобы механизмы РОП заработали, все акты уже приняты. Но если для уплаты экологического сбора процедура понятна, то для реализации РОП нет ясных механизмов.

Важнейшей задачей РОП является стимулирование развития раздельного сбора отходов. Что и осуществляется в развитых странах. Для реализации РОП в законах прописывается обязательность раздельного сбора тары и упаковки, а не извлечение из смешанных ТКО на сортировке или полигоне. В нашем же нынешнем законодательстве нет никакой разницы, откуда взяли отходы для переработки: были они собраны раздельно или нет.

К сожалению, данная система не позволяет выполнить предписания, следуя четкой и продуманной схеме. Как предприятию реализовать РОП и правильно подать при этом отчетность, можно только догадываться. Это настолько сложно, что и связываться никто не будет, разве что с покрышками. В итоге из производителей напитков сейчас о попытках реализовать РОП заявила только Кока-Кола. Мы знаем, что эта компания является оператором Чемпионата мира по футболу в России – 2018, на котором так или иначе будет РСО. Компании обеспечена поддержка. Надеемся, что Росприроднадзор проинструктирует Кока-Кола в индивидуальном порядке, а она уже расскажет всем остальным, как можно сделать, чтобы не было проблем.

Отметим также, что для реализации РОП компания должна вложить деньги в собственную инфраструктуру или в договорные отношения с подрядной организацией, но сейчас представляется, что заплатить экологический сбор куда дешевле, тем более с учетом того, что не ясно, каких именно действий требует законодательство. Однако в развитых странах размер экологического сбора намеренно стимулирует производителей самим реализовывать РОП, подталкивая таким образом РСО и переработку.

Показательно, что Министерства уже подсчитывают возможные поступления от экологического сбора в бюджет, но никто не говорит о миллионах тонн вторичных ресурсов, которые с помощью реализованной предприятиями РОП вернулись бы в производственный цикл.

Также не ясно, куда и как будут распределяться полученные деньги. И очевидно, что пока не опубликуют соответствующее постановление, которое сейчас готовится, картина не прояснится. Боюсь, что они не принимают это постановление, потому что спорят про сжигалки («зеленый тариф на электроэнергию» и субсидирование из средств экологического сбора).

Да, и еще в этих актах беда с оборотной тарой. Из-за этого, думаю, уже пивные компании и отказываются от нее повально. Отказалась «Балтика» и отказался точно «Хайнекен». Дело в том, что вся тара (без разницы – оборотная или нет) подпадает под одинаковые требования. И по идее, должна перерабатываться для осуществления РОП.

Отмечу и некоторое несоответствие принятых актов 89-ФЗ.

Например, в 89-ФЗ написано:
статья 24.2 пункт 4.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее – ассоциация).

В то же время в Постановлении 1342 написано:
Реквизиты документов, подтверждающих утилизацию отходов (13)
(13) – Приводятся следующие сведения:

  • при организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, непосредственно самими производителями или импортерами товаров – реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку;
  • при заключении договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами – наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, реквизиты (номер, дата) договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку;
  • при создании или вступлении в объединение – наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, реквизиты (номер, дата) договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку.

Комментарий:
Как мы видим, во втором отрывке уже нет никаких индивидуальных предпринимателей, речь идет об операторах по обращению с ТКО. Не ясно, как их применять. Можно ли для сбора, транспортировки и переработки заключать разные договоры? Должна ли для осуществления деятельности по РОП иметься лицензия?

Сложились следующие выводы:

1. Практически все нормативные акты готовы. Пусть они плохие, но других пока не будет, видимо. Пока не будет предписаний, как реализовать РОП, никто не будет связываться.

2. Осуществить РОП самостоятельно предприятия смогут года через 2. Так как им нужно будет на свой баланс закупить оборудование для сбора, транспортировки и переработки с кодами деятельности и т.п. Но в условиях неопределенности, скорее всего, они не станут этого делать.

3. Осуществить РОП с помощью сторонних организаций, заключив договор на сбор, транспортировку и переработку (для покупки той самой справки) фактически можно сейчас только с оператором по обращению с ТКО, да и то, только с тем, у которого есть вся цепочка. А именно, сбор (с адресами и характеристиками конкретных мест сбора), обработка, переработка (утилизация). То есть мне представляется по тексту, что никак нельзя с рядовым переработчиком или заготовителем заключить договор, так как это должен быть оператор ТКО. Пока не закреплен РСО, как обязательное условие для РОП, вариантов привлечь операторов ТКО значительно больше, чем развивать РСО и переработку.

4. Самым перспективным является создание объединений (союзов) производителей, импортеров товаров. Тогда все будет как в пункте 2 только попроще, так как можно сделать парк сразу на несколько компаний. Но все равно тут непонятно, может ли каким-то боком к ним примкнуть простой заготовитель или переработчик, он же не производитель-импортер. Если может, то может ли входить в несколько таких некоммерческих партнерств или союзов.
В любом случае, это не прописано.

5. Мелкий переработчик и заготовитель может примкнуть к маленькому оператору ТКО, у которого нет своей переработки.